Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Кафедра Электрооборудования

http://www.kai.ru/univer/f3/ferenec.jpg

    Заведующий кафедрой: Ференец Андрей Валентинович

    Ученая степень: к.т.н.

    Ученое звание: с.н.с.

    Электронная почта: electro.electro@kstu-kai.ru

    Телефон/факс: +7 (843) 231 03 63

    Адрес: ул. Толстого, дом 15, 3 уч. здание, 3 этаж

История кафедры

Советом Казанского авиационного института 11 марта 1963 года было принято решение об организации в институте новой специальной кафедры Электрооборудования летательных аппаратов (ЭЛА).

SCAN0000

 

Общее количество преподавателей: 22

из них профессоров: 3

доцентов: 15

Количество аспирантов: 11Выпускаемые направления кафедры

Выпускаемые направления бакалавриата (4 года обучения) и магистратуры (2 года обучения) -

13.03.02.62 и 13.04.02.68 — «Электроэнергетика и электротехника».

Профили:

  • «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений»;
  • «Электрооборудование автомобилей и тракторов»;
  • «Электрооборудование летательных аппаратов».

Виды профессиональной деятельности выпускника:

  • проектно-конструкторская и технологическая;
  • исследовательская;
  • эксплуатационное и сервисное обслуживание;
  • монтажно-наладочная;
  • организационно-управленческая.

Деятельность выпускника связана с разработкой и эксплуатацией средств электротехнического и электронного оборудования предприятий, организаций и учреждений, средств электронного и электротехнического оборудования автомобилей и тракторов, а также летательных аппаратов.

Места возможной работы выпускников: предприятия системы «Татэнерго», автомобильные сервисные центры, КАМАЗ, КАПО им. С.П. Горбунова, Казанский вертолетный завод, Казанский завод Электроприбор, Казаньоргсинтез и другие предприятия машиностроительного, нефтехимического и энергетического комплексов.

Читаемые курсы:

  • теоретические основы электротехники;
  • физические основы электроники;
  • общая энергетика;
  • электрические машины;
  • техническая электроника;
  • электрические и электронные аппараты;
  • электрический привод;
  • основы автоматизированного проектирования электрооборудования;
  • измерительно-информационные системы электротехнических комплексов;
  • системы электрооборудования летательных аппаратов;
  • электрооборудование автомобилей и тракторов;
  • системы электроснабжения предприятий;
  • микропроцессорные устройства электрооборудования;
  • автоматизация управления системами электроснабжения;
  • CAD/CAM/CAE в электротехническом инжиниринге.

Основные направления научных исследований

  • релейная защита, автоматика и управление систем электроснабжения (руководитель – профессор А.В. Ференец);
  • автоматизированное проектирование электротехнических комплексов (руководитель – профессор В.С. Терещук);
  • оптимальные электроприводные системы (руководитель профессор А.Ю. Афанасьев);
  • информационно-измерительные и диагностические системы автомобилей (руководитель – профессор А.В. Ференец).
  • за период с 2010 – 2015 г.г. выполнена научно – исследовательская работа по 4 хоздоговорам с ОАО НКНХ по определению остаточного ресурса силовых высоковольтных трансформаторов (ведущий н.с. Хуснутдинов Р.А., научный руководитель темы – главный н.с. Терещук В.С.).
  • доцентом Хуснутдиновым Р.А. проведено инициативное исследование совместно со ст. преподавателем кафедры ЭО Городновым А.Г., в результате которого разработан аналитический метод расчета пускового реостата трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором, который применяется на практических занятиях по дисциплине «Электрические машины»;
  • инициативное расчетное исследование доцентом Хуснутдиновым Р.А. совместно со студенткой Шарафиевой А.Р. привело к созданию учебного пособия для выполнения курсовой работы по дисциплине «Электрические машины».

Публикации

Методические разработки

  • Прохоров С.Г., Хуснутдинов Р.А. Электрические машины: учебное пособие. Казань: Изд – во Казан. гос. техн. ун – та, 2011. 400 с.;
  • Прохоров С.Г., Хуснутдинов Р.А. Электрические машины: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 409 с.;
  • Хуснутдинов Р.А., Шарафиева А.Р. Расчет электродвигателей малой мощности: учебное пособие. Казань: Изд – во Казан. гос. техн. ун – та, 2014. 171 с.

Научно-исследовательские проекты

Кафедра Электрооборудования успешно участвовала в крупных научно-исследовательских и инновационных проектах с ОАО «КАМАЗ» и ОАО «КВЗ» и продолжает сотрудничать в направлении НИОКР с этими предприятиями, а также НПП «ЭКРА», ОАО «Сетевая компания», РДУ Единой энергосистемы России по РТ, ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез» и др.

Лаборатории кафедры

Лаборатории кафедры оснащены современной компьютерной техникой, приборами и установками, необходимыми для организации учебного процесса и проведения научных исследований на высоком уровне.

Комплекс программно-аппаратного моделирования VT system

В учебном процессе кафедры Электрооборудования применяется современный комплекс программно-аппаратного моделирования VT system компании Vector Informatik. Данный комплекс предназначен для испытаний компонентов электрооборудования автомобиля.

Комплекс позволяет решать задачи:

  • моделирования работы компонентов электронной системы управления двигателем (ЭСУД);
  • функционального тестирования электронного блока управления (ЭБУ);
  • моделирования информационной шины автомобиля (CAN).

Аппаратная составляющая комплекса представляет собой модульную систему, которая работает под управление ОС реального времени.

Пакет программ приобретенных кафедрой включает:

  • CANoe - среда разработки и проведения испытаний;
  • ODXStudio и CANdela Studio - редакторы базы диагностических данных;
  • CANdb++ - редактор базы данных сети CAN;
  • Indigo - диагностирование электронных блоков управления;
  • vFlash - программирование электронного блока управления.

Рабочая станция National Instruments ELVIS II

Лабораторные занятия по дисциплинам «Физические основы электроники», «Техническая электроника», «Электротехника и электроника», «Теоретические основы электроники», «Силовая электроника» разработаны в графической среде программирования LabVIEW, на аппаратной основе рабочей станции National Instruments ELVIS II и специально разработанной платы для сбора и тестирования электрических схем.

Система представляет собой аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий формирование электрических сигналов, подаваемых на объект исследования, ввод в компьютер получаемой от объекта измерительной информации, а также ее обработку и отображение в удобной для пользователя форме. При помощи этой системы студент может самостоятельно проводить лабораторные работы. Программа обладает простым и доступным интерфейсом пользователя.

Учебно-исследовательская лаборатория «Релейная защита, автоматика и управление систем электроснабжения»

На базе кафедры Электрооборудования  создана Учебно-исследовательская лаборатория «Релейная защита, автоматика и управление систем электроснабжения»

Учебно-исследовательская лаборатория «Релейная защита, автоматика и управление системы электроснабжения» выполняет работы по исследованию алгоритмов работы устройств релейной защиты и автоматики, на динамической модели в режиме реального времени, на базе программно-технического комплекса RTDS (Real-Time Digital Simulator) фирмы RTDS Technologies Inc. (Канада).

В лаборатории установлено устройства релейной защиты и автоматики ООО НПП «ЭКРА» в следующем составе:

  • шкаф защиты трансформатора с высшим напряжением 220 кВ;
  • шкаф защит линии и автоматики управления линейным выключателем;
  • шкаф дифференциально-фазной защиты линии;
  • терминалы релейной защиты и автоматики оборудования напряжением 6-35 кВ.

Подробно с лабораторией можно ознакомиться на сайте http://rza-kai.ru/.

Международная деятельности кафедры ЭО

ГРИНТ

Кафедра Электрооборудования принимает активное участие в проекте «Германо-Российской Институт Новых Технологий (ГРИНТ) – German-Russian Institute of Advanced Technologies (GRIAT)», который ориентирован на подготовку высокопрофессиональных инженеров, прошедших обучение не только в КНИТУ-КАИ, но и в партнерском немецком университете. Этот проект обеспечивает обучение по самым современным немецким и российским образовательным стандартам. В результате обучения выпускник института ГРИНТ имеет возможность получить два первоклассных диплома: университета КНИТУ-КАИ и партнерского университета в Германии. Нашим партнёром является Университет Отто-фон-Гёрике г. Магдебург (http://www.uni-magdeburg.de/) с совместной магистерской программой «Электроэнергетика и электротехника» («Electrical Engineering and Information Technologies»).

Университет Магдебурга им. Отто-фон-Гёрике был основан в 1993 году и является одним из самых молодых университетов Германии. Университет был образован в результате слияния Технического Университета, Педагогической высшей школы и Медицинской академии Магдебурга. Университет носит имя (Отто-фон-Гёрике 1602 – 1686) знаменитого гражданина города Магдебург, который приобрёл свою известность своими новаторскими исследованиями вакуума не только в Германии, но и за её пределами. Университет становится всё гораздо более значимым в качестве центра образования и исследований. Он играет важную роль для Магдебурга, как столицы федеративной земли Саксония-Анхальт, который развивается в центр бизнеса, науки и культуры.

Краткое описание программы магистратуры «Электроэнергетика и электротехника»

Университеты:

КНИТУ-КАИ, Россия

Университет Отто фон Гёрике г. Магдебург, Германия

Срок обучения: 2 года (4 семестра)

1 и 2 семестры – в КНИТУ-КАИ

3 семестр - в Университете Отто фон Гёрике г. Магдебург

4 семестр - в КНИТУ-КАИ

Степень: Магистр наук - двойной диплом российского и германского университетов

Требования для поступающих: степень бакалавра в области технических наук

Язык обучения: английский (уровень В2)

Целью программы является достижение практико-ориентированных знаний и умений в сфере электроэнергетики и электротехники. Обучение включает в себя такие основные предметы, как теория электромагнитного поля, силовая электроника, системы и управление, электронные схемы, цифровая обработка информации, а также такие новые предметы, как, цифровые системы связи, современные концепции ЭМС и измерение ЭМС, возобновляемые источники энергии, силовые электронные компоненты и системы и т.д. К тому же, в период обучения студенты вовлекаются в реализацию совместных проектов, и по завершению обучения готовят и защищают магистерскую дипломную работу. У каждого студента два научных руководителя: один из российского, а другой из германского университета.

Координаторы совместной программы:

Проф. док. Андреас Линдеманн

andreas.lindemann@tu-ilmenau.de

http://www.uni-magdeburg.de/professoren_Lindemann.html

Проф. А.В. Ференец

ferenec.electro@kstu-kai.ru

http://www.kai.ru/univer/3fak.phtml

Проект TEMPUS-NETCENG

В КНИТУ-КАИ продолжается реализация Европейской образовательной программы ТЕМПУС, направленной на содействие развитию систем высшего образования в странах-партнерах (не членах ЕС). Основная задача программы – расширение сотрудничества в области высшего образования между Европейским Союзом и странами-партнерами в контексте реализации Лиссабонской стратегии и Болонского процесса

Кафедра Электрооборудования участвует в международном проекте «New Model of the third cycle in engineering education due to Bologna Process in BY, RU, UA»(NETCENG). (Новая модель третьего цикла в инженерном образовании в условиях Болонского процесса в Белоруссии, России и Украине).

Сроки реализации проекта:

Начало: 01.12.2013

Продолжительность: 36 месяцев

Окончание: 30.11.2016

Цели проекта:

  • - разработка, внедрение и аккредитация основных и заменяемых учебных планов, включая программы Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS) для установления новых структурных аспирантских программ в целевой области в соответствии с требованиями рынка труда;
  • - разработка инновационного преподавания/обучения окружающей среды для аспирантских  программ.

Список стран-партнеров:

  • Российская Федерация;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Белоруссия;
  • Украина;
  • Литва.

Список организаций-партнеров:

1. Технический университет Гедемино, г. Вильнюс (Вильнюс, Литва).

2. Берлинский технический университет (Берлин, Германия).

3. Университет Брунеля г. Лондон (Аксбридж, Миддлсекс, Соединенное Королевство).

4. Инженерный, консалтинговый и управленческий офис (Берлин, Германия).

5. Белорусский национальный технический университет (Минск, Беларусь).

6. Белорусский государственный университет (Минск, Беларусь).

7. Полоцкий государственный университет (Новополоцк, Беларусь).

8. Казанский национальный исследовательский университет им. А.Н. Туполева (Казань, Россия).

9. Омский государственный технический университет (Омск, Россия).

10. Рязанский государственный радиотехнический университет (Рязань, Россия).

11. Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Россия).

12. Уральский федеральный университет (Екатеринбург, Россия).

13. Черкасский государственный технологический университет (Черкассы, Украина).

14. Национальный авиационный университет (Киев, Украина).

15. Национальный технический университет Украины (Киев, Украина).

16. ОАО «СКБ Камертон» (Минск, Беларусь).

17. Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ – Прогресс» (Самара, Россия).

18. Конструкторское бюро «Южное» (Днепропетровск, Украина).

19. Ассоциация технических университетов (Москва, Россия).

20. Министерство образования Республики Беларусь (Минск, Беларусь).

21. Министерство образования и науки Российской Федерации (Москва, Россия).

22. Министерство образования, молодежи и спорта Украины (Киев, Украина).

 

TEMPUS - одна из программ Европейского Союза, направленная на содействие развитию систем высшего образования в странах-партнерах (не членах ЕС).

Программа является одной из самых продолжительных, ее первый этап начался в 1990 г.: Tempus I - 1990-1994; Tempus II - 1994-1998; Tempus II bis - 1998-2000; Tempus III- 2000-2006 гг. Очередной этап программы – Tempus IVначался в 2007 г. В России программа действует с 1994 г.

Основная задача программы – расширение сотрудничества в области высшего образования между Европейским Союзом и странами-партнерами в контексте реализации Лиссабонской стратегии и Болонского процесса.

Цели современной программы – ТЕМПУС:

  • разработка современных учебных курсов или же пересмотр и усовершенствование старых;
  • содействие как финансовое, так и номенклатурное в  проведении всех реформ;
  • разработка и фактическое внедрение всей политики по проведению важных реформ, а также разработка важных стратегических планов и развития;
  • содействие для взаимовыгодного сотрудничества в различных современных организациях и ведомствах в отдельных областях;
  • оказание материальной помощи в рамках проекта ТЕМПУС.

Темпус-проекты КНИТУ-КАИ 2007-2014:

1) Проект BR-Spread (2007-2008) – Распространение Болонского Процесса в вузах республики Татарстан.

2) Проект Airqual (2009-2010) – Разработка рамки квалификаций трех циклов высшего образования по программам авиастроения (русс.) (English).

3) Tempus-AMEV (2009-2012) – Расширенные программы магистратуры в области экологии для Волго-Каспийского бассейна.

4) Проект Eramis (2010-2013) – Сеть «Магистратура по информатике и ИКТ для непрофильных бакалавров» внутри консорциума европейских/ российских/центрально-азиатских университетов (русс.) (English).

5) Проект PROMENG (2010 – 2013) – Международный образовательный проект, направленный на развитие профессионально ориентированных магистерских программ в области инженерии в России, Узбекистане и Украине (русс.) (English).

6) Проект Tempus-gEngine (2011-2014) – Разработка и внедрение магистерской программы в области экологического инжиниринга.

7) Проект Tempus-METAMAT (2013-2016) – Модернизация образовательных технологий в учебных программах по математике в инженерном образовании России (русс.) (English).

8) Проект Tempus-NETCENG  (2013-2016) – Новая модель третьего  цикла в инженерном образовании в условиях Болонского процесса в Белоруссии, России, Украине (русс.) (English).

9) Проект Tempus-MMATENG (2013-2016) – Модернизация двух циклов (МА, ВА) за счет компетентностного подхода к программе «Материаловедение» в соответствии с лучшим опытом Болонского процесса (русс.) (English).