Отображение сетевого контента
Кафедра прочности конструкций
Заведующий кафедрой: Костин Владимир Алексеевич
Ученая степень: доктор технических наук
Ученое звание: профессор
Электронная почта: VAKostin@kai.ru
Телефон/ Факс: +7 (843) 231-03-27, 231-03-52, вн. 33-52
Адрес г. Казань, ул. Толстого, 15 (3-е учебное здание КНИТУ-КАИ), ком. 205
18 сентября 2013 г. приказом ректора Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева произошло объединение трёх кафедр: кафедры строительной механики летательных аппаратов (СМЛА), кафедры сопротивления материалов (СМ) и кафедры информационных технологий и менеджмента в машиностроении (ИТММ) в единую кафедру «Прочность конструкций». Заведующим новой кафедрой является доктор технических наук, профессор Владимир Алексеевич Костин. У каждой кафедры своя богатая история.
Кафедра строительной механики летательных аппаратов основана в 1938 году профессором Ю. Г. Одиноковым и работала под его руководством по 1983 год. С 1983 по 1989 год кафедру возглавлял профессор М. Б. Вахитов. С 1989 по 2007 год заведующим кафедрой был профессор В. А. Павлов. С 2007 года до момента объединения кафедрой заведовал профессор В. А. Костин. Кафедра является профильной по проблемам теории упругости, строительной механики, прочности, аэроупругости и надежности летательных аппаратов.
Большой вклад в развитие научных исследований кафедры внесли Ю.Г. Одиноков – один из создателей методов расчета на прочность тонкостенных конструкций в нашей стране и его ученик М. Б. Вахитов, предложивший метод интегрирующих матриц для численного решения дифференциальных уравнений, на базе которого созданы методы расчета тонкостенных крыльев судов на подводных крыльях.
В. А. Павловым сформулировано новое научное направление – геометрически нелинейные математические модели аэроупругости крыла самолета, лопасти вертолета, позволившие создать теории и методы расчета многих авиационных и космических конструкций. Он является автором открытия № 270 «Явление образования колебаний катастрофического изменения формы составных тел в потоке жидкости и газа», за которое награжден медалью им. П. А. Капицы «Автору научного открытия». В. А. Павловым в соавторстве с В. В. Павловым запатентован принцип полета на крыле в виде вращающегося осесимметричного диска, из которого на взлете и посадке выдвигаются лопасти, превращая диск-крыло в несущий винт.
Коллективом кафедры построена летающая модель дисколета вертикального взлета и посадки (ДВВП), проектировался пилотируемый ДВВП.
Под руководством В. А. Фирсова велись работы по созданию экраноплана типа «речное такси». В последнее десятилетие на кафедре развивалось научное направление, связанное с решением обратных задач. Выпущены монографии профессора В.А. Костиным «Обратные задачи прочности ЛА», «Теория и практика решения обратных задач прочности ЛА». По теме защищено ряд кандидатских диссертаций.
С 60-х - 90-х годов прошлого столетия при СМЛА существовала отраслевая лаборатория прочности, ныне входящая в структуру ИАТТ. Кафедра являлась выпускающей по направлениям: «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» .
Имеется аспирантура по специальности «Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов». В течение последних 10 лет подготовлены 2 доктора наук (С.А. Михайлов, В.А. Костин).
Кафедра сопротивления материалов была организована в 1932 году (до 1938 года – кафедра строительной механики). Первым заведующим был профессор Ю. А. Радциг. Впоследствии ее возглавлял доцент Ю. К. Сиразутдинов.
С 1980 года до момента объединения во главе кафедры – профессор В. Н. Паймушин.
Основными научными направлениями кафедры являлись: исследование проблем механики деформируемых тел и составленных из них конструкций и сооружений различного назначения; разработка новых численных методов решения задач механики и создание соответствующих пакетов прикладных программ. На кафедре были разработаны уточненные варианты нелинейной теории трехслойных и многослойных пластин и оболочек, позволившие создать полную классификацию их классических и неклассических форм потери устойчивости и колебаний. Были созданы методы параметризации поверхностей сложной формы и областей сложных очертаний для постановки и решения задач механики оболочек сложной геометрии и составленных из них сложных тонкостенных конструкций.
В последние годы на кафедре изданы монографии: Паймушин В. Н., Голованов А. И. и др. «Математическое моделирование в мостостроении с приложениями к реконструкции моста через р. Казанка и проектированию и строительству моста через р. Кама у с. Сорочьи Горы»; Гарифуллин М. Ф. «Динамика и аэроупругость тонкостенных конструкций»; Паймушин В.Н., Гарифуллин М.Ф., Рахманкулов Н. У. «Статика и аэроупругость сложных и плохообтекаемых конструкций с приложениями к проблемам мостостроения».
Имеется аспирантура по специальности «Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов». В 1999 году И. Н. Сидоровым защищена докторская диссертация.
Кафедра информационных технологий и менеджмента в машиностроении организована в 2010 году.
Заведующий кафедрой – профессор И. М. Закиров.
Кафедра является выпускающей по магистрской программе специальности 09.04.01 «Информатика и вычислительная техника» профиль «Системы автоматизированного проектирования машиностороения»
Лаборатории кафедры оснащены современной компьютерной техникой, приборами и установками, необходимыми для организации учебного процесса и проведения научных исследований на высоком уровне.
На кафедре была создана научно-исследовательская лаборатория автоматизации разработки наукоемких технологий машиностроения. Научные разработки сотрудников кафедры посвящены вопросам моделирования технологических и экономических объектов, разработки программного обеспечения автоматизированного проектирования технологических процессов и оснастки, формирования
На кафедре читаются дисциплины по автоматизации конструкторского и технологического проектирования; базам данных; вычислительной математике; геометрическому моделированию в САПР; компьютерным методам графического моделирования; математической логике и теории алгоритмов; математическим моделям САПР самолета; программированию на языке высокого уровня и др.
Кафедра активно сотрудничает с российскими представительствами ведущих производителей CAD/CAM/PDM и ERP решений: фирмами EDS, РТС, Ваап и др.
Выпускники успешно работают на крупнейших промышленных отечественных и зарубежных предприятиях: ОАО «КамАЗ», ОАО «КАПО», ОАО «КВЗ» и КФ КБ «А.Н. Туполева».
На кафедре «Прочность конструкций» имеется аспирантура по специальности 05.07.03 – «Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов», 05.07.02 – «Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов», 09.04.01–«Информатика и вычислительная техника».
Контактная информация
Корпоративная электронная почта pkons@kai.ru
Телефон/ Факс +7 (843) 231-03-27, 231-03-52, вн. 33-52
Адрес г.Казань, ул. Толстого 15 (3-е учебное здание), ком. 205
Сайт кафедры: pkons.kai.ru
Часы работы 9:00-17:00