Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева-КАИ»

(КНИТУ-КАИ)

 

ПРИКАЗ

                  08.11.2019                                                                                               № 1789-О

Казань

 

О составе внутривузовской комиссии экспортного контроля

В целях проведения качественной работы по экспортному контролю, руководствуясь требованиями нормативных правовых документов в области экспортного контроля и в связи с изменениями в штатном расписании,

 

п р и к а з ы в а ю:

 

  1. Назначить следующий состав внутривузовской комиссии экспортного контроля (ВКЭК):

Председатель комиссии: Михайлов С.А. – проректор по научной и инновационной деятельности.

Заместитель председателя:

Лопатин А.А. – проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе.

Секретарь комиссии: Хакимов Р.М. – специалист по экспортному контролю.

Члены комиссии:

Магсумова А.Ф. – директор института АНТЭ;

Ференец А.В. – директор института АиЭП;

Трегубов В.М. – директор института КТЗИ;

Надеев А.Ф – директор института РЭТ;

Галимова Р.К. – декан ФМФ;

Янбаев Ф.М. – начальник УНИР;

Гильметдинова А.М. – директор ГРИНТ;

Сибгатова К.И. – директор института международного образования;

Васильев А.А. – начальник управления стратегического развития;

Снегуренко А.П. – начальник отдела развития международного сотрудничества;

Моисеев Р.Е. – начальник управления организации приема абитуриентов и развития карьеры;

Бакаев А.В. – начальник управления инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности;

Джанибеков О.Т. – начальник Отдела защиты государственной тайны.

  1. Настоящий приказ довести до вышеуказанных должностных лиц.
  2. Контроль за исполнением приказа возложить на проректора по НиИД Михайлова С.А.

 

 

 

Ректор                                                                                           А.Х. Гильмутдинов

 

 

 

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Казанский национальный исследовательский технический университет

им. А.Н. Туполева - КАИ»

(КНИТУ-КАИ)

 

П Р И К А З

                  14.11.17                                                             № 1496-О

Казань

 

Об организации экспортного контроля

 

В целях проведения плановой и качественной работы в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» (далее – КНИТУ-КАИ, университет) по экспортному контролю, руководствуясь требованиями нормативных правовых документов в области экспортного контроля, п р и к а з ы в а ю:

  1. Работу по экспортному контролю проводить в строгом соответствии с Законом Российской Федерации от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и административными регламентами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, приказами и указаниями Министерства образования и науки Российской Федерации в области экспортного контроля.
  2. Назначить ответственным за организацию работы по экспортному контролю в университете проректора по научной и инновационной деятельности Михайлова С.А.
  3. Назначить следующий состав внутривузовской комиссии экспортного контроля (ВКЭК):

Председатель комиссии: Михайлов С.А. – проректор по научной и инновационной деятельности.

Заместители председателя:

Маливанов Н.Н. – проректор по образовательной деятельности;

Смирнов А.И. – проректор по режиму и безопасности;

Гуреев В.М. – проректор по развитию.

Секретарь комиссии: Хакимов Р.М. – специалист в области экспортного контроля.

Члены комиссии:

Лопатин А.А. – директор института АНТЭ;

Ференец А.В. – директор института АиЭП;

Трегубов В.М. – директор института КТЗИ;

Надеев А.Ф – директор института РЭТ;

Галимова Р.К. – декан ФМФ;

Янбаев Ф.М. – начальник УНИР;

Гильметдинова А.М. – начальник УМД;

Моисеев Р.Е. – начальник управления организации приема абитуриентов и развития карьеры;

Бакаев А.В. – начальник управления инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности;

Джанибеков О.Т. – начальник Отдела защиты государственной тайны.

  1. Назначить ответственным за ведение Журнала учета внешнеэкономических сделок специалиста в области экспортного контроля Хакимова Р.М.
  2. Утвердить:

Положение об экспортном контроле в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ».

Положение о внутривузовской комиссии экспортного контроля федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ».

Инструкцию по проведению экспертизы научно-технических материалов, подготовленных к открытом опубликованию и обладающих признаками контролируемых технологий в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ».

  1. Настоящий приказ довести до вышеуказанных должностных лиц.
  2. Контроль за исполнением приказа возложить на проректора по НиИД Михайлова С.А.

 

 

 

 УТВЕРЖДЕНО

приказом ректора

 

от «14» ноября 2017г. № 1496-О

Положение

об экспортном контроле

в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»

(КНИТУ-КАИ)


 

  1. Назначение и область применения
  1. Настоящее положение устанавливает единый и обязательный порядок экспортного контроля с товарами (работами, услугами), информацией, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» (далее – КНИТУ-КАИ, университет).

1.2 Требования данного положения распространяются на все структурные подразделения КНИТУ-КАИ (институты, факультеты, кафедры, филиалы) и сотрудников, выполняющих работы и услуги международного характера, на индивидуальной или коллективной основе, участвующих во внешнеэкономической деятельности университета.

 

2 Нормативные ссылки

 

Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований, определяющих порядок и условия осуществления внешнеэкономических операций с товарами (работами, услугами), информацией, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, имеющих обязательный характер и установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСТЭК России (далее - обязательные требования):

- Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ "Об экспортном контроле";

- Указ Президента РФ от 29 января 2001 г. № 96 "О Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации";

- Указ Президента Российской Федерации от 27 мая 2007 г. № 665 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1718 от 14 октября 2006 г. ";

- Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 2010 г. № 381 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1874 от 12 июня 2009 г.";

- Указ Президента Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. № 871 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта       2013 г. ";

- Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № 109 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2231 от 20 июля 2015 г. ";

- постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 973 "Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий";

- постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001      № 296 "Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия";

- постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября       2001 г. № 686 "Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия";

- постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г.       № 447 "Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники";

- постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г.    № 462 "Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях";

- постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. № 634 "Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий";

- постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. № 517 "О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности";

- постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г.    № 583 "О порядке учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля";

- постановление Правительства РФ от 16 апреля 2001 г. № 294 "Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль";

- постановление Правительства РФ от 21 июня 2001 г. № 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля";

- постановление Правительства РФ от 29 февраля 2000 г. № 176 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля";

- приказ Минюста РФ от 26 декабря 2002 г. № 355 "Об утверждении Порядка представления и рассмотрения документов в Министерстве юстиции Российской Федерации для урегулирования вопросов правовой защиты государственных интересов при экспорте продукции военного назначения, содержащей результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации";

- «Типовая методическая инструкция по проведению экспертизы научно-технических материалов, подготовленных к открытому опубликованию и обладающих признаками контролируемых технологий», одобрена Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации (3 апреля 2014 г.);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.09.2011 № 2260-дсп «О направлениях подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификаций (степеней) «бакалавр», «магистр» и «специалист», требующих особого порядка реализации федеральных государственных в связи с использованием сведений, содержащих научно - техническую информацию, подлежащую экспортному контролю»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2010 № 1171-дсп «О создании комиссии Минобрнауки России по координации приема иностранных граждан на обучение в образовательные учреждения по открытым наименованиям закрытых специальностей».

 

3 Термины, определения и сокращения

 

3.1 В настоящем положении используются следующие основные термины:

внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них);

экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;

внутренняя программа экспортного контроля - мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые российскими участниками внешнеэкономической деятельности в целях соблюдения правил экспортного контроля;

оружие массового поражения - ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;

средства доставки - ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения;

продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов, - технические устройства либо ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные или другие вещества, которые в случае их использования при подготовке и (или) совершении террористических актов создают реальную угрозу жизни или здоровью людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в том числе тяжких последствий, сопоставимых с последствиями применения оружия массового поражения. К указанной продукции могут относиться только объекты гражданских прав, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничены в обороте либо получены в результате научно-технической, производственной или иной экономической деятельности, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия);

контролируемые товары и технологии - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов;

российские участники внешнеэкономической деятельности (российские лица) - осуществляющие внешнеэкономическую деятельность или осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации или получившими вид на жительство в Российской Федерации иностранными гражданами, в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

иностранные лица - юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства;

внутривузовская система экспортного контроля – это комплекс мероприятий, направленных на своевременное и качественное выполнение всеми структурными подразделениями университета, задействованными в международной деятельности, требований нормативных документов экспортного контроля;

международное сотрудничество - объективный процесс развития многообразных экономических и научно-технических связей между отдельными странами, группами стран на принципах независимости, равноправия и взаимной выгоды сторон;

продукция - наукоёмкие товары и технологии, информация, услуги по учебной, научной, производственной и иной деятельности, результаты интеллектуальной деятельности и права на них.

3.2 В настоящем положении используются следующие сокращения:

ВКЭК – внутривузовская комиссия экспортного контроля;

ВЭК – внутривузовский экспортный контроль;

Продукция – товары, научно-техническая информация, работы, услуги в сфере образования, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;

ВЭД – внешнеэкономическая деятельность;

ЭК – экспортный контроль.

 

4 Общие положения

 

4.1 Настоящее положение определяет цели, задачи и функции ВЭК за экспортом продукции, работ и услуг по учебной, научной, производственной и иной деятельности.

Настоящее положение учитывает:

- направления деятельности университета, его структуру;

- экономические возможности и международную деятельность университета;

- потенциальную возможность использования экспортируемой университетом продукции для создания технологии двойного назначения.

4.2 ВЭК представляет собой комплекс мер по управлению учебной, научной, производственной и иной деятельностью университета, направленный на предотвращение возможности нанесения ущерба экономическим и иным интересам университета при экспорте продукции и принятии решений в области международной деятельности.

4.3 Цель настоящего положения – установление единого и обязательного порядка экспортного контроля наукоёмких товаров и технологий, информации, услуг по учебной, научной, производственной и иной деятельности, результатов интеллектуальной деятельности и прав на них, в результате экспорта которых может быть нанесён ущерб государственным интересам Российской Федерации, нарушения ее международных обязательств, нарушения действующего законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

4.4 ВЭК позволяет воспрепятствовать передаче материалов, технологий, научно-технической информации «двойного» назначения в процессе международного сотрудничества, в результате чего может быть нанесен ущерб интересам государства, либо нарушены международные государственные соглашения в области нераспространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

ВЭК предусматривает совместную деятельность структурных подразделений университета, внутривузовской комиссии по экспортному контролю университета, экспертных комиссий институтов, факультета, кафедр и филиалов университета по определению возможности опубликования материалов.

4.5 При осуществлении ВЭК следует руководствоваться законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами, участником которых является Российская Федерация, приказами и указаниями Министерства образования и науки Российской Федерации, нормативно-методическими документами ФСТЭК России, Уставом университета, приказами ректора и настоящим Положением.

Должностные лица и сотрудники университета обязаны информировать руководство университета о ставших им известными фактах нарушения законодательства в области экспортного контроля, а также обстоятельствах, которые могут привести к таким нарушениям.

Создание ВЭК позволяет снизить возможность нарушений действующего законодательства Российской Федерации при осуществлении международной деятельности, но не освобождает руководящих работников университета и иных его работников от уголовной, гражданско-правовой и иной ответственности в случае нарушений ими требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области экспортного контроля.

4.6 Университет является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2015 г. № 1494.

Организационно-правовая форма - государственное учреждение.

Форма собственности - федеральная.

4.7 В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, экспортному контролю в университете подлежат следующие объекты:

- образовательные услуги иностранным гражданам по специальностям, по которым существуют предпосылки для передачи информации, подпадающей под действие экспортного контроля;

- результаты интеллектуальной деятельности (окончательные и промежуточные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ), технологии, продукция, планируемые к передаче зарубежным организациям, а также получению от зарубежных партнеров;

- выполнение работ по заказу иностранных заказчиков или проводимых совместно с зарубежными организациями, либо при участии иностранных специалистов;

- материалы, предназначенные для оглашения на международных конференциях, выставках, или опубликования в международных компьютерных сетях, и т.п., что связано с передачей информации или продукции иностранным гражданам, зарубежным организациям или их представителям.

 

5 Основные задачи внутривузовской экспортной комиссии

 

5.1 Общее руководство ВЭК в университете осуществляет проректор по научной и инновационной деятельности, в институтах – директора, на факультете – декан, на кафедрах – заведующие кафедрами, в структурных подразделениях – руководители подразделений в соответствии со своими функциональными обязанностями и компетенциями.

5.2 Основные задачи:

- формирование и осуществление единой политики университета в области контроля за экспортом продукции;

- разработка организационно-распорядительных документов, регламентирующих работу в области экспортного контроля в университете;

- разработка плана мероприятий по обеспечению выполнения требования законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации в области экспортного контроля;

- экспертиза образовательных программ, учебных материалов (план-конспектов лекций, практических занятий, лабораторных работ) с целью недопущения неконтролируемой передачи знаний и технологий двойного назначения при обучении иностранных граждан;

- оценка передаваемой информации при убытии специалистов в заграничные командировки (оценка программ пребывания и отчетов по ним);

- информационное и методическое обеспечение ВЭК правовой и нормативной документацией;

- организация повышения квалификации работников университета по экспортному контролю;

- ведение учета внешнеэкономических сделок, документации и отчетности по ВЭК.

 

6 Порядок организации и осуществления мероприятий

по экспортному контролю

 

6.1 Заключение договоров с иностранными учреждениями, организациями, предусматривающими внешнеэкономические операции в области техники и технологий, предусматривает следующие этапы ЭК:

- уведомление специалиста в области ЭК университета о поступившем предложении о заключении внешнеэкономической сделки;

- привлечение специалиста в области ЭК в области ВЭД университета к участию в переговорах с зарубежным партнером или с его полномочным представителем;

- предъявление текста проекта договора до его подписания специалисту в области ЭК для определения порядка проведения экспертизы проекта договора в целях экспортного контроля;

- экспертными комиссиями структурных подразделений совместно с специалистом в области ЭК университета выполняется комплексная проверка внешнеэкономической сделки и ее результаты (оформленное экспертное заключение с приложением всех материалов, протокол заседания экспертной комиссии структурного подразделения) представляются для дальнейшего согласования специалисту в области ЭК университета;

- специалистом в области ЭК разрабатываются рекомендации для руководства университета с изложением возможных путей реализации рассматриваемой внешнеэкономической сделки. В том случае, если объектом сделки является продукция двойного назначения, подпадающая под экспортный контроль, в текст договора (контракта) вносятся изменения в части необходимости получения соответствующих разрешительных документов, если объектом сделки оказывается продукция военного назначения, то специалист в области ЭК обязан немедленно информировать руководство университета о неправомочности ведения переговоров и заключения сделки;

- при необходимости проведение идентификационной экспертизы продукции, подлежащей экспорту поручается, согласно договору, независимому идентификационному центру;

- при возникновении разногласий между подразделениями при формировании контракта документы могут быть направлены в ВКЭК университета.

6.2 Экспорт образовательных услуг в форме обучения иностранных граждан в университете (его филиале) по основным образовательным программам разрешается по специальностям и направлениям гуманитарного и экономического профилей подготовки, а в области техники и технологий - только по программам специальностей и направлений, в рамках которых отсутствует передача контролируемых технологий и регламентируется «Положением о подготовке и организации приема иностранных делегаций/граждан в КНИТУ-КАИ», утверждаемым ректором.

Перечень специальностей и направлений в области техники и технологий, по которым разрешена подготовка иностранных граждан рассматривается на заседании ВКЭК.  

В случае неоднозначного толкования результатов экспертизы необходимо обратиться во ФСТЭК России или в Управление ФСТЭК России по ПФО за получением необходимого разъяснения.

Прием иностранных граждан на обучение по открытым наименованиям закрытых специальностей допускается только с разрешения Министерства образования и науки Российской Федерации.

6.3 Экспорт образовательных услуг в форме обучения иностранных граждан по иным специальностям.

В случае необходимости открытия подготовки иностранных граждан по другим специальностям (направлениям, специализациям) в области техники и технологий, не вошедшим в указанный перечень (а также дополнительным программам), необходимые для этого процедуры включают в себя следующие этапы ЭК:

- уведомление специалиста в области ЭК о необходимости разработки программы по специальным дисциплинам и проверки ее конечного использования;

- выпускающая кафедра составляет программы по специальным дисциплинам и дисциплинам специализаций представляемой специальности (направления, специализации) и готовит проект учебно-методических материалов по специальности;

- материалы программы предъявляются уполномоченному по экспортному контролю структурного подразделения для проведения предварительной экспертизы экспертной комиссией. На первом этапе экспертиза рассматривает их на предмет отнесения к продукции военного или двойного назначения;

- экспертная комиссия проводит идентификационную экспертизу содержания программ подготовки;

- материалы вместе с экспертным заключением представляются в ПДТК КНИТУ-КАИ, которая проводит экспертизу и в своем Заключении (протоколе ПДТК) излагает выводы об отсутствии (или наличии) в материалах сведений, содержащих государственную тайну;

- выпускающая кафедра от имени своего заведующего подает специалисту в области ЭК университета заявление с приложением учебного плана и программ специальной подготовки для согласования и рассмотрения на заседании ВКЭК университета;

- ВКЭК на своем заседании рассматривает поданные документы с учетом проведенных экспертиз и рекомендаций экспертов и составляет заключение ВКЭК КНИТУ-КАИ, оформляемое секретарем ВКЭК на установленном бланке. Заключение подписывается членами комиссии с соблюдением требования кворума и утверждается подписью председателя ВКЭК, заверяемой печатью университета. Одновременно секретарь ВКЭК составляет протокол заседания комиссии, который подписывается им и председателем ВКЭК.

ВКЭК КНИТУ-КАИ вправе принять самостоятельное решение по разрешению экспорта заявленного материала (в случае не соответствия продукции позициям контрольных списков), после чего при наличии утвержденного заключения с положительным решением исполнитель может приступить к реализации процедуры экспорта.

В случае принятия комиссией решения о необходимости получения на внешнеэкономическую операцию разрешения (лицензии) ФСТЭК, материалы готовятся к отправке, и порядок реализации сделки определяется получением необходимого разрешения.

6.4 Экспорт образовательных услуг в форме обучения иностранных граждан в университете по программам подготовки магистров (в аспирантуре) по направлениям (специальностям) гуманитарного и экономического профилей подготовки разрешается без прохождения процедуры ЭК и регламентируется «Положением о подготовке и организации приема иностранных делегаций/граждан в КНИТУ-КАИ».

Рассмотрение возможности обучения иностранного гражданина по направлению (специальности) в области техники и технологий производится в индивидуальном порядке ВКЭК КНИТУ-КАИ, при этом на экспертизу представляются учебный план магистранта (аспиранта) с указанием темы предполагаемой диссертации и приложением списка литературы, предполагаемой к использованию. Также прилагаются основные анкетные данные магистранта (аспиранта). В пояснительной записке должно быть достаточно ясно изложена сущность и конечные результаты проводимой работы.

Процедура ЭК при этом приведена в п.п. 6.3 настоящего «Положения…».

В процессе обучения иностранные граждане не допускаются к выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям (специальностям), имеющим отношение к видам вооружений и военной техники.

Научный руководитель проводимой работы представляет документы по этапам, изложенным в п.6.3.

Прием па обучение производится только после принятия положительного решения ВКЭК по каждому конкретному кандидату на обучение.

6.5 Экспорт образовательных услуг (в области техники и технологий) в форме обучения иностранных граждан за пределами Российской Федерации путем командирования преподавателя в иностранное образовательное учреждение для чтения лекций и проведения других видов учебных занятий.

Получив приглашение, командируемый обязан до оформления командировки осуществить следующие этапы ЭК:

- уведомить специалиста в области ЭК университета об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, о получении приглашения, его учета и осуществлении проверки конечного использования материалов, планируемых к изложению за рубежом;

- представить уполномоченному по экспортному контролю в структурном подразделении для организации идентификационной экспертизы учебные материалы, планируемые к изложению за рубежом - в виде машинописных конспектов (на языке изложения и точный их перевод на русском языке) и всех предполагаемых к транслированию рисунков, графических материалов и пр., а также в виде информации на электронных носителях;

По результатам экспертизы могут быть приняты следующие решения:

- в материалах не содержится сведений, подпадающих под экспортный контроль;

- необходимы дополнительные материалы;

- следует провести независимую экспертизу с целью таможенного оформления или определения необходимости получения разрешительных документов;

- в случае выявления экспортконтролируемых признаков - направить пакет документов для получения лицензий и разрешений ФСТЭК России или КЭК Российской Федерации;

- материалы вместе с экспертным заключением представляются в ПДТК КНИТУ-КАИ для определения наличия (либо отсутствия) в материалах сведений, содержащих государственную тайну;

- командируемый исполнитель передает специалисту в области ЭК оформленное экспертное заключение с приложением всех материалов, а также экспертных заключений, протокола экспертной комиссии структурного подразделения.

ВКЭК КНИТУ-КАИ вправе принять самостоятельное решение по разрешению экспорта заявленного материала (в случае не соответствия продукции позициям контрольных списков), после чего при наличии утвержденного заключения с положительным решением исполнитель может приступить к реализации процедуры экспорта, что не гарантирует отсутствие требования таможенных органов о предоставлении соответствующего заключения независимого идентификационного центра для пересечения таможенной границы Российской Федерации.

6.6 Внешнеэкономические операции с результатами интеллектуальной деятельности в области техники и технологий (результатов НИР, ОКР и т.п., их оглашение на конференциях, симпозиумах и других мероприятиях за рубежом или на территории Российской Федерации с участием иностранных граждан) осуществляется также только после прохождения процедуры ЭК по этапам, изложенным в п.6.5 и получения разрешения на экспорт.

При этом:

- если результаты интеллектуальной деятельности классифицированы как контролируемая продукция двойного применения, ее экспорт (импорт) лицензируется ФСТЭК России, при этом необходимо урегулировать вопросы правовой зашиты результатов интеллектуальной деятельности путем направления пакета документов в Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.06.2002 №180;

- если результаты интеллектуальной деятельности будут классифицированы как продукция военного назначения, внешнеэкономические операции с такой продукцией не допускаются.

6.7 Экспорт в форме вывоза экспонатов на международные выставки, в качестве демонстрационного материала на конференциях, симпозиумах и т.п. относится к вывозу из Российской Федерации товаров и технологий с целью временного использования на территории иностранного государства без передачи иностранному лицу с последующим возвратом на территорию Российской Федерации.

При этом необходимо осуществить следующие этапы ЭК:

- уведомить специалиста в области ЭК университета о решении принять участие в выставке, демонстрации экспоната во время проведения международной конференции и т.п.;

- на каждый экспонат оформить техническое описание (рекламный паспорт) и заверенный фотоснимок, которые представляются уполномоченному по экспортному контролю в структурном подразделении для организации идентификационной экспертизы;

- далее осуществить действия в порядке, предусмотренном п. 6.5.

6.8. Специалист в области ЭК может принять решение о направлении материалов в Направление экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны РФ (НЭП МО РФ) для получения заключения о непринадлежности изделия к продукции военного назначения.

В случае отнесения экспоната к контролируемой продукции двойного назначения необходимо получение разрешения КЭК Российской Федерации. С этой целью пакет документов представляется во ФСТЭК России.

6.9. Ведение учета мероприятий по экспортному контролю возложено на специалиста в области ЭК.

6.10 Финансирование работ по созданию и функционированию ВЭК ведется за счет:

- внебюджетных средств университета;

- отчислений от средств, поступивших в университет по конкретным договорам (соглашениям, контрактам и иным документам по совместной международной деятельности) университета;

- прибыли, остающейся в распоряжении университета.

Расходование средств осуществляется в соответствии со сметами работ.

 

7 Обязанности, права и ответственность лиц, участвующих во внутривузовской экспортной комиссии

 

7.1 Сотрудники университета, участвующие в ВЭК, обязаны:

- знать действующее законодательство Российской Федерации, международные договоры и иные нормативные акты в области экспортного контроля;

- выявлять договоры с нарушениями соответствующих требований ВЭК и предотвращать их заключение, проводить квалификационную оценку экспортируемой продукции, работ и услуг университета, проводить проверку их конечного использования;

- выносить отрицательное заключение при выявлении сведений, способных нанести ущерб государственным интересам Российской Федерации, нарушить ее международные обязательства, действующее законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля, а также выявлении возможности нанесения ущерба экономическим и иным интересам университета при осуществлении международного сотрудничества, и сообщать об этих фактах руководству университета;

- информировать председателя ВКЭК и руководство университета о фактах нарушения системы ВЭК;

- соблюдать конфиденциальность и требования иных ограничений в разглашении сведений, связанных с ВЭК.

7.2 Сотрудники университета, участвующие в осуществлении ВЭК, имеют право:

- получать от лиц, сдавших материалы в ВКЭК, и сотрудников университета, письменные пояснения по вопросам, связанным с ВЭК;

- направлять свои предложения в ВКЭК и ректору университета;

- ходатайствовать перед ВКЭК о необходимости обращения во ФСТЭК России и его территориальный органы, осуществляющие экспортный контроль, территориальные органы ФТС России для получения разъяснений и согласований.

7.3 Сотрудники, осуществляющие ВЭК, несут ответственность за:

- соответствие выданных решений действующему законодательству в области экспортного контроля;

- качество и эффективность принятых ими решений;

- неправомерное разглашение конфиденциальной и иной информации, ставшей им известной вследствие их деятельности в ВЭК.

 

Лист регистрации изменений и дополнений

изменения

Дата внесения изменения, проведения ревизии

Номера листов

Документ, на основании которого внесено изменение

Краткое содержание изменения

ФИО, подпись

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист ознакомления

п/п

Фамилия, имя, отчество

Должность

Дата

ознакомления

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом ректора

 

от «14» ноября 2017 г. № 1496-О

 

Положение

о внутривузовской комиссии экспортного контроля

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»

(КНИТУ-КАИ)

1 Общие положения

1.1 Внутривузовская комиссия экспортного контроля (далее - ВКЭК) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» (далее – КНИТУ-КАИ, университет) является элементом системы экспортного контроля Российской Федерации - комплекса мер, обеспечивающих реализацию установленного нормативно-правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

1.2 Настоящее Положение определяет цель, задачи, права и организацию работы ВКЭК и внутривузовской системы экспортного контроля (комплекс мероприятий организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемых Университетом в целях соблюдения законодательства Российской Федерации по экспортному контролю).

1.3 Главной целью работы ВКЭК является предотвращение передачи всеми структурными подразделениями Университета в процессе научно-технического сотрудничества с зарубежными странами наукоемких товаров и технологий, а также услуг, предоставляемых в области образования и науки, в результате которых может быть нанесен ущерб государственным интересам Российской Федерации, либо нарушены ее международные обязательства в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, либо которые могут быть использованы при подготовке и (или) совершении террористических актов.

1.4 Работа ВКЭК направлена на недопущение нарушения Федерального закона от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» как структурными подразделениями, так и сотрудниками КНИТУ-КАИ, содействие более эффективному управлению внешнеэкономической деятельностью Университета.

1.5 Работа ВКЭК и ее заключение о правомерности сделки с зарубежными партнерами не освобождают руководителей структурных подразделений, руководителей договоров (контрактов), авторов научных публикаций, создателей результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) от уголовной, гражданско-правовой, административной и иной ответственности в соответствии с законами Российской Федерации в случае нарушения ими требований Федерального закона «Об экспортном контроле».

1.6 ВКЭК в своей работе руководствуется действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации: Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и административными регламентами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, приказами и указаниями Министерства образования и науки Российской Федерации, международными договорами, а также настоящим Положением.

1.7 Руководит работой ВКЭК проректор по научной и инновационной деятельности КНИТУ-КАИ.

1.8 В структурных подразделениях за функционирование системы экспортного контроля отвечают руководители и эксперты.

 

2 Задачи ВКЭК

 

2.1 На ВКЭК возлагаются следующие задачи:

- формирование и осуществление в университете и его структурных подразделениях единой политики в области экспортного контроля наукоемких товаров и технологий, а также услуг в области образования и науки.

- идентификационная оценка экспортируемой продукции;

- проверка конечного использования экспортируемой продукции;

- определение целесообразности и возможности создания совместных организаций, фирм, предприятий;

- подготовка материалов для получения лицензий или разрешений по экспортному контролю;

- экспортный контроль при участии университета в международных выставках, ярмарках, конференциях, симпозиумах, семинарах и других мероприятиях с участием иностранных граждан;

- участие в контроле упаковки и отгрузки продукции при таможенной оформлении;

- сообщение руководству университета о выявленных договорах, подготовленных/подписанных с нарушениями установленного порядка экспортного контроля, и обнаруженных в них обстоятельствах, которые могут привести к нарушению законодательства, с приостановкой их реализации;

- разработка и внедрение внутривузовских нормативных и методических документов по экспортному контролю;

- контроль обучения, участия в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах иностранных граждан;

- информационное обеспечение работ, включая создание общевузовской информационной базы данных правовой и нормативной документации по экспортному контролю;

- оказание структурным подразделениям университета консультативной помощи по экспортному контролю;

- ведение документации, ее учета и представления отчетности по экспортному контролю.

 

3 Вопросы, подлежащие рассмотрению во ВКЭК

 

3.1 На заседаниях ВКЭК подлежат рассмотрению:

- договоры, контракты, соглашения, протоколы о намерениях на экспорт (импорт) товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, передачу информации научно-технического характера (включая технологии) иностранным фирмам и организациям;

- научно-исследовательские, научно-экспериментальные и аналитические работы, содержащие информацию, подлежащую экспортному контролю, посредством проведения экспертизы подготовленных для опубликования материалов;

- вопросы подготовки и оформления комплекта документов, необходимых для получения в установленном порядке лицензий или иных разрешительных документов в области экспортного контроля, выдаваемых ФСТЭК России;

- предложения о создании совместных предприятий по оказанию услуг в области образования по тематике, связанной с технологиями двойного назначения, и осуществлении совместных проектов по разработке и производству наукоемких товаров и технологий;

- предложения по разработке наукоемких товаров и технологий при участии или по заказам иностранных фирм и организаций;

- учебные материалы, используемые при обучении иностранных граждан по открытым наименованиям закрытых специальностей и направлениям подготовки, подлежащим экспортному контролю.

3.2 На заседаниях ВКЭК могут рассматриваться и иные вопросы, связанные с экспортным контролем.     

 

4 Права ВКЭК

4.1 ВКЭК в соответствии с возложенными на нее задачами имеет право:

- осуществлять взаимодействие с экспортной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации, ФСТЭК России и Управлением ФСТЭК России по ПФО по вопросам экспортного контроля;

- обращаться к руководителям структурных подразделений Университета, о приостановке любых экспортных сделок, в случае возникновения обстоятельств, способных привести к нарушению законодательства Российской Федерации или невыполнению ее международных обязательств в области экспортного контроля;

- запрашивать от структурных подразделений КНИТУ-КАИ, исполнителей (авторов публикаций, командируемых работников Университета, заключающих временное трудовое соглашение с иностранными заказчиками, ответственных исполнителей контрактов и др.) любую информацию, необходимую для выполнения возложенных на ВКЭК задач;

- принимать участие в международных выставках, конференциях и симпозиумах где затрагиваются вопросы экспортного контроля;

- вносить предложения ректору Университета о включении дополнений в должностные инструкции специалистов и в положения структурных подразделений КНИТУ-КАИ связанные с экспортным контролем;

- принимать решения по рассматриваемым вопросам экспортного контроля, которые являются обязательными для выполнения руководителями структурных подразделений и для сотрудников КНИТУ-КАИ;

- привлекать к экспертизе материалов и документов компетентных специалистов и сотрудников Университета, а также сторонние организации;

- осуществлять контроль за предоставлением образовательных услуг иностранным гражданам.

 

5 Организационная структура ВКЭК и порядок ее работы

5.1 Состав ВКЭК назначается приказом ректора Университета.

5.2 В состав ВКЭК входят:

- председатель: проректор по научной и инновационной деятельности;

- заместители председателя:

- проректор по образовательной деятельности;

- проректор по режиму и безопасности;

- проректор по развитию.

Секретарь ВКЭК: специалист в области экспортного контроля.

Члены комиссии:

- директора институтов (АНТЭ, АЭП, КТЗИ, РЭТ, ЭУСТ);

- декан физико-математического факультета;

- начальник управления научно-исследовательских работ;

- начальник управления международной деятельности;

- начальник управления организации приема абитуриентов и развития карьеры;

- начальник учебного управления;

- начальник Отдела защиты государственной тайны.

5.3 Председатель ВКЭК руководит ее работой и несет ответственность за решение возложенных на неё задач.

5.4 В отсутствие председателя работой ВКЭК руководит один из его заместителей.

5.5 Члены ВКЭК

- организуют работу по проведению экспертизы представляемых материалов и документов на экспорт продукции, товаров и услуг в области образования и науки;

- готовят предложения по привлечению к экспертизе специалистов;

- организуют работу по своевременной и качественной подготовке заключений по рассматриваемым вопросам (документам) и за разработку проектов решения ВКЭК.

5.6 Секретарь ВКЭК:

- ведет учет поступающих материалов и документов;

- контролирует установленные председателем ВКЭК сроки их исполнения;

- информирует членов ВКЭК о времени, месте и повестке дня заседания ВКЭК;

- отвечает за своевременное представление на заседание ВКЭК согласованных проектов решения ВКЭК и соответствующих документов;

- доводит установленным порядком решения ВКЭК до заявителей.

5.8 Заседания ВКЭК проводятся по мере необходимости, устанавливаемой председателем Комиссии, но не реже одного раза в месяц, в оговоренный заранее день.

5.9 На заседании ВКЭК в обязательном порядке присутствуют те члены ВКЭК, в компетенции которых находятся рассматриваемые вопросы, или лица, их замещающие.

5.10 Комиссия правомочна рассматривать вопросы, если на заседании Комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов Комиссии.

5.11 Решения ВКЭК принимаются на заседании открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов ВКЭК. Председатель и члены ВКЭК не имеют права воздерживаться от голосования. Председатель ВКЭК голосует последним.

При равенстве количества голосов, отданных «за» и «против» решения, принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании. В случае несогласия с принятым решением член ВКЭК вправе письменно изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания.

5.12 По результатам рассмотрения вопросов на заседаниях ВКЭК принимаются решения и оформляются заключения (разрешение или отказ), которые утверждаются председателем ВКЭК. В отсутствие председателя заключение утверждает один из его заместителей.

5.13 Решения ВКЭК заносятся в протоколы. Протоколы заседаний подписываются председателем комиссии (в его отсутствие – одним из заместителей председателя) и секретарем комиссии.

5.14 Вопросы, решения по которым по какой-либо причине не приняты, направляются на повторное рассмотрение или на дополнительную экспертизу.

5.15 Экспертиза в ВКЭК осуществляется только при наличии ранее выданного заключения экспертной комиссии с решением об отсутствии в материалах сведений, составляющих государственную тайну, препятствующих открытой публикации.

5.16 Срок проведения экспертизы в ВКЭК и подготовки экспертных заключений по представленным документам не превышает 10 рабочих дней.

5.17 Результаты проведенной экспертизы оформляются экспертным заключением ВКЭК, утверждаемым председателем ВКЭК (приложение № 1).

5.18 Алгоритм работы ВКЭК при передаче результатов НИР иностранному лицу представлен в приложении № 2.

 

 

Приложение № 1

УТВЕРЖДАЮ

Председатель внутривузовской

комиссии экспортного контроля

КНИТУ-КАИ, проректор по НиИД

________________   С.А. Михайлов

«____» ______________ 201_ г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № ________

экспертизы товара, материала, оборудования, технологии двойного назначения, образовательных услуг, экспорт которых контролируется и указан в Списках, утвержденных Указами Президента Российской Федерации:

 

- список № 202 (ИС) от 14.02.1996 г.;

- список № 36 (ЯО) – от 14.01.2003 г.;

- список РО – № 1005 от 08.08.2001 г.;

- список № 1661 (ДН) от 17.12.2011 г.;

- список № 1083 (БО) от 20.08.2007 г.;

- список № 1082 (ХО) от 28.08.2001 г.

1. Наименование статьи (доклада), авторы:

 

Авторы

Вуз, кафедра

Название материала

1

 

 

 

 

2. Код ТН ВЭД ЕАЭС: нет.

3. Назначение указанных материалов: _______________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Контрольный список, номер позиции списка: под контрольные списки не подпадает.

5. Возможное конечное использование НТИ в незаявленных целях: конечное использование НТИ в незаявленных целях не возможно.

6. Подлежит (не подлежит) лицензированию во ФСТЭК России: не подлежит.

7. Заключение: Данные статьи (доклады) могут быть опубликованы в материалах ______ 

________________________________________________________________________________

Эксперты:

______________                        ___________________________

подпись                                            Фамилия, И.О., должность, кафедра

______________                        ___________________________

подпись                                           Фамилия, И.О., должность, кафедра

______________                        ___________________________

подпись                                           Фамилия, И.О., должность, кафедра

 

Секретарь ВКЭК   _____________                 Хакимов Р.М.

                                                                                 Фамилия, И.О.  

 

Приложение № 2

АЛГОРИТМ РАБОТЫ ВКЭК

ПРИ ПЕРЕДАЧЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НИР ИНОСТРАННОМУ ЛИЦУ

 

 

Обращение во ВКЭК

 

 

 

Заседание ВКЭК

 

Предварительная идентификационная экспертиза

 

 

Идентификационное

заключение

 

 

Проверка конечного пользователя

 

 

ФСТЭК России

 

Заседание ВКЭК

 

1

 

 

Разрешить осуществление ВЭО

 

 

 

 

 

 

Решение на осуществление внешнеэкономической операции

 

2

 

Передать материалы для проведения независимой идентификационной экспертизы

 

 

 

 

 

3

Подготовить документы для получения лицензии ФСТЭК (Разрешения КЭК)

 

 

 

 

 

4

Отказ от заключения контракта

 

 

По результатам рассмотрения вопросов на заседаниях ВКЭК принимаются решения и оформляются следующие заключения:

1. В материалах не содержатся сведения, подпадающие под действие списков контролируемых товаров и технологий, и они не могут быть использованы для целей создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо для подготовки и (или) совершения террористических актов;

2. В материалах содержатся сведения, требующие проведения независимой идентификационной экспертизы;

3. В материалах содержатся сведения, подпадающие под действие списков контролируемых товаров и технологий, или они могут быть использованы для целей создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.

4. В материалах содержатся сведения, подпадающие под запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности, вводимые в целях экспортного контроля Указами Президента РФ по выполнению Резолюций Совета Безопасности ООН и нормативно-правовыми актами Российской Федерации в интересах национальной безопасности государства.