Отображение сетевого контента
Уважаемые коллеги!
Исполнение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля российскими высшими учебными заведениями при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности, в том числе связанной с обучением иностранных граждан по специальностям, в рамках которых имеется возможность передачи информации, подпадающей под действие законодательства об экспортном контроле является составной частью общей системы защиты информации.
В настоящее время практически нет ни одного ВУЗа, который бы не участвовал в международном обмене информацией, обучении иностранных граждан. В связи с этим рассмотрим мероприятия по защите информации с точки зрения экспортного контроля.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»:
внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них);
экспортный контроль это комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Передача (перемещение) научно-технической информации, результатов интеллектуальной деятельности и технологий, относящихся к контролируемым, должна осуществляется только по лицензиям или разрешениям ФСТЭК России. Передача контролируемых товаров и технологий без лицензий или разрешений является нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля. Должностные лица и граждане, виновные в нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 14.20) и Уголовный кодекс Российской Федерации (статьи 189, 226.1).
К сожалению, в настоящее время реально происходит так называемая «неосязаемая» передача объектов экспортного контроля. «Неосязаемая» передача информации может приводиться, например, в ходе:
переговорных процессов;
научных конференций, встреч, дискуссий, научных обменов, выступлений, визуальных инспекций, консультаций, демонстраций, технической помощи, лекций, семинаров, обучения, в том числе обучения иностранных студентов, публикаций, и т.д. (в этом случае происходит устная передача или из рук в руки);
передача по электронным сетям, в том числе, электронной почте, телефону, факсу, Интернету (в данном случае информация фиксируется на осязаемом носителе).
При этом «неосязаемая» передача приводится с помощью «осязаемых» или материальных носителей информации: бумаги, магнитных носителей или лазерных дисков, при перемещении которых должны проводиться таможенное оформление и таможенный контроль.
Имеет место неполное или неправильное понимание законодательства в области экспортного контроля.
Типичными заблуждениями являются:
1. Подмена понятия - "передача информации, чувствительной в плане распространения оружия массового поражения" понятием - "раскрытие сведений, составляющих государственную тайну".
2. Убежденность, что передаваемая информация не имеет непосредственного отношения к созданию оружия массового поражения или вообще не является технологией, то она не является объектом экспортного контроля.
3. Мнение, что устаревшие технологии нет смысла контролировать.
Технологии, находящиеся в "общественном владении" и "результаты фундаментальных научных исследований" исключены из определения технологий, подпадающих под экспортный контроль.
4. Исполнители работ по зарубежным контрактам и проектам часто рассматривают получение ведомственного разрешения на открытое опубликование результатов исследований, как разрешение на передачу всей документации зарубежному заказчику.
5. Нечеткие формулировки в контрактах.
Статьи контракта и, прежде всего, статья «Предмет контракта» должны быть сформулированы четко и однозначно. Должно быть точно определенно, какие работы будут выполняться, что и в какие сроки будет передаваться (экспортироваться), какие возможные услуги будут предоставляться, какие встречи, командировки запланированы.
Четкость формулировок в контракте еще важна и с точки зрения определения необходимости лицензирования. Нередко исполнители в контрактах планируют поставки в виде аннотационных отчетов.
Так как в аннотационном отчете объемом в 3-5 страниц вряд можно изложить «технологию», то на этом основании при проведении экспертизы проекта такого контракта обычно делается вывод о возможности безлицензионной передачи результатов иностранному партнеру. А затем, на стадии реализации контракта, вдруг появляются отчеты объемом в десятки страниц, с подробным изложением контролируемой технологии, и при этом делается заявление, что это аннотационный отчет.
Еще одним сложным моментом контроля «неосязаемой» передачи является вывоз из России контролируемых товаров и технологий без передачи их иностранному лицу, в частности для демонстрации на выставках или в целях использования для собственных нужд, который может осуществляться без лицензий. Однако, что реально будет продемонстрировано (доклады, презентации) практически не контролируется и не проверяется.
С целью исключения подобных ошибок необходимо создание системы экспортного контроля, которая должна:
определить четкую ответственность должностных лиц ВУЗа за вопросы экспортного контроля;
обеспечивать идентификацию товаров, технологий и информации;
обеспечивать подготовку персонала по вопросам экспортного.
Для того, чтобы создать данную систему необходимо внешнеэкономическую деятельность высшего учебного заведения, привести в соответствие требованиям Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Прием и обучение иностранных граждан осуществлять в соответствии с порядком установленным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Кроме того, создаются внутривузовские комиссии по экспортному контролю, разрабатывается Положение об экспортном контроле ВУЗа.
Вопросы экспортного контроля могут также отражены в Уставе ВУЗа, Положении об организации внешнеэкономической деятельности.
Внутривузовская комиссия по экспортному контролю должна рассматривать перечень специальностей, учебные планы, рабочие программы, по которым обучаются иностранные граждане, при этом к специальностям, которые следует рассматривать как подпадающие под действие законодательства об экспортном контроле, в первую очередь следует относить специальности, связанные с ракетостроением и самолетостроением, электронной техникой, ядерной энергетикой, генной и биоинженерией, а также другие, в рамках которых возможно получение знаний и навыков, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также при подготовки и (или) совершении террористических актов.
Комиссии должны:
оценивать информацию, планируемую для опубликования, и контролировать получение разрешительных документов на передачу информации и участие в выставках, конференциях, симпозиумах с докладами и рефератами;
осуществлять анализ заключаемых международных договоров, идентификацию разработанных материалов, результатов НИОКР;
проводить анализ информации, передаваемой в ходе проведения НИОКР, осуществления мероприятий, проводимых в рамках обмена с иностранными ВУЗами, по признакам принадлежности к информации, подпадающей под действие законодательства об экспортном контроле.
Результаты деятельности внутривузовской комиссии экспортного контроля оформляются документами, являющимися подтверждением функционирования комиссии (планы работ, протоколы заседаний, заключения комиссии).
Контроль исполнения законодательства в области экспортного контроля российскими высшими учебными заведениями при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности осуществляется ФСТЭК России и проводится в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности ВУЗов. Указанные проверки на территории ПФО проводятся сотрудниками отдела экспортного контроля Управления ФСТЭК России по ПФО.
Таким образом, создание в ВУЗе внутривузовской комиссии по экспортному контролю позволяет обеспечить выполнение требований экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Р.М. Хакимов