Отображение сетевого контента
Об институте
Директор: Магсумова Айзада Фазыляновна
кандидат технических наук, доцент
Телефон (приемная): +7 (843) 231 03 98
Электронная почта: afmagsumova@kai.ru
Институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ)
Положение об Институте авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ)
Институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ) создан 31 мая 1999 года решением Ученого Совета КГТУ им. А. Н. Туполева как учебно-научное структурное подразделение Университета на базе факультетов «Летательные аппараты» (год основания – 1932) и «Двигатели летательных аппаратов» (год основания – 1939).
История Института авиации, наземного транспорта и энергетики тесно связана с историей КНИТУ-КАИ. Казанский авиационный институт (образованный на базе аэродинамического отделения Казанского государственного университета решением Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности 5 марта 1932 года) состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет (первый декан – К. А. Архипов).
Кафедра аэрогидродинамики была создана одновременно с университетом и организационно оформлена приказом №11 от 16 мая 1932 г. Ее возглавлял Николай Гурьевич Четаев, создавший в стенах института научную школу общей механики. В 1940 году Н. Г. Четаев переведен на работу в Москву на должность зам. директора (с 1944 г. – директор) института Механики АН СССР, в 1943 году был избран членом – корреспондентом АН СССР.
Четаев Н.Г.
В 1933 году начались защиты кандидатских диссертаций преподавателями института, первым защитился Г. В. Каменков.В 1937 году состоялись первые защиты докторских диссертаций Г. В. Каменковым, Х. М. Муштари, И. Г. Малкиным.
Георгий Владимирович Каменков окончил Казанский университет (1930). Д-р физико-матем. наук (1937), проф. (1938), впоследствии стал в 1944г. ректором КАИ, в 1949 г. Г.В. Каменков переводится в Московский авиационный институт проректором, а с 1956 г и ректором МАИ.
Каменков Г.В.
Научные работы Г. В. Каменкова получили известность в научных кругах нашей страны и за рубежом. Они нашли практическое использование в работах его учеников по авиационно-космической технике, например математические труды по дифференциальным уравнениям (метод Каменкова). Работа Каменкова «Об устойчивости движения» была удостоена первой премии на Всесоюзном конкурсе молодых ученых (1938).
5 ноября 1933 г. приказом директора Казанского авиационного института была образована одна из первых специальных кафедр – кафедра конструкции самолетов. Заведующим кафедрой был назначен З. И. Ицкович – главный конструктор ОКБ по самолетостроению, организованного при институте в том же году Главным управлением авиационной промышленности Наркомтяжпрома СССР.
В 1939 году в КАИ открыт моторостроительный факультет (первый декан – А. А. Чусляев). Заведующим кафедрой авиадвигателей стал С. В. Румянцев, впоследствии ректор КАИ, затем зам. министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.
Румянцев С.В.
В годы Великой Отечественной войны на площадях института работал ряд подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ, Летно – исследовательского института (ЛИИ), Научно – исследовательского института ГВФ, а также весь состав Харьковского авиационного института.
В период с 1941 по 1943 год в стенах первого факультета работали ведущие ученые-аэродинамики А. А. Дородницин, С. А. Христианович, В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем.
Келдыш М.В.
С нашим институтом связаны имена выдающихся энтузиастов-конструкторов – В. П. Глушко и С. П. Королева, которые создавали техническую базу для запуска первого искусственного спутника Земли, а затем и полета человека в космос.
Глушко В.П.Королев С.П.
В. П. Глушко и С. П. Королев оказались в Казани в период Великой Отечественной войны.
В 1943–1944 гг. в КБ-103 В. П. Глушко и С. П. Королев создавали и проводили испытания вспомогательного жидкостного ракетного двигателя РД-1 для пикирующего бомбардировщика Петлякова, выпускаемого на Казанском авиационном заводе.
Первоочередной послевоенной задачей было создание ракетно-ядерного щита. Осознавая всю важность и перспективность ракетной техники, В.П.Глушко вместе с директором КАИ Г. В. Каменковым и деканом 2-го факультета С. В. Румянцевым выступили с предложением о создании кафедры реактивных двигателей. Это предложение было одобрено правительством. На основании приказа Народного комиссариата была организована кафедра реактивных двигателей. Приказом №187 по Казанскому авиационному институту от 14 июля 1945 года директор института Г. В. Каменков утвердил первый состав кафедры: зав. кафедрой В. П. Глушко, проф. кафедры Г. С. Жирицкий, старшие преподаватели Д. Д. Севрук, С. П. Королев, Г. Н. Лист, Д. Я. Брагин. Конец Великой Отечественной войны в КАИ празднуют с кафедрой совершенно нового направления. Так КАИ стал первым вузом страны, где была создана кафедра реактивных двигателей.
С. П. Королев и В. П. Глушко, уехав из Казани в 1946 году, становятся у руля всей ракетной техники СССР: Сергей Павлович – главный конструктор ракетных систем, а на Валентина Петровича ложится вся тяжесть по созданию ракетных двигателей сначала для баллистических ракет стратегического назначения, а затем и для космических систем. В 1958 году они становятся академиками АН СССР.
В 1945-1947 годах кафедру возглавляли Д. Д. Севрук и Г. С. Жирицкий.
Профессор Жирицкий, известный во всем мире специалист по паровым турбинам. Период пребывания в казанской шарашке для него оказался особенно плодотворным по разработке теории газовых турбин. В годы войны работал в Казани. После войны он не уехал в Москву вместе с коллегами по ГДЛ-ОКБ, а занялся организацией кафедры газовых турбин в Казанском авиационном институте. Профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР и Татарской АССР Георгий Сергеевич Жирицкий внес значительный вклад в становление Казанского авиационного института.
Профессор кафедры Г. С. Жирицкий до конца своих дней плодотворно проработал в институте, сформировав научный стержень реактивного двигателестроения КАИ.
Жирицкий Г.С.
Д. Д. Севрук, специалист в области автоматики жидкостных ракетных двигателей, впоследствии стал профессором Московского авиационного института. Г. Н. Лист, талантливый конструктор, в 50-х годах был заместителем В. П. Глушко. Д. Я. Брагин до конца жизни трудился в КАИ, был заведующим кафедрой материаловедения.
Первый дипломный проект по жидкостным ракетным двигателям был защищен в июне 1946 года студентом Иваном Ивановичем Ивановым, который впоследствии стал признанным ученым в области ракетно-космической техники, главный конструктор, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, был награжден двумя орденами Ленина.
В ее становлении и развитии принимали участие профессора А.В. Болгарский, А. П. Кужма, В. К. Щукин.
С 1949 по 1965 год подготовка специалистов по ракетным двигателям велась в составе объединенной кафедры, которой в разное время руководили профессора, ректоры КАИ С. В. Румянцев и Ю. К. Застела.
С 1965 года направление по ракетным двигателям выделилось в отдельную специальную кафедру, которую до 1988 года возглавлял профессор, доктор технических наук, академик РАН и АН РТ, дважды лауреат Государственной пре СССР В. Е. Алемасов.
Алемасов В.Е.
С 1988 по 2014 год кафедрой руководил профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники России и Татарстана, член-корреспондент АН РТ, дважды лауреат Государственной премии СССР Анатолий Федорович Дрегалин.
Большой вклад в развитие специальности, в создание учебно-лабораторной и экспериментальной базы кафедры внесли В. Е. Алемасов, А. П. Тишин, А. Ф. Дрегалин, М. Д. Ермолаев, А. С. Черенков, Р. А. Гафуров, Г. А. Глебов Т. М. Магсумов, Н. И. Михеев и другие.
Многие годы на кафедре преподавали генеральные конструкторы лауреат Ленинской премии П. Ф. Зубец и лауреат Государственной премии СССР И. Х. Фахрутдинов.
Кафедра строительной механики летательных аппаратов основана в 1938 году профессором Ю. Г. Одиноковым.
Кафедра Материаловедения была создана одновременно с институтом и организационно оформлена приказом по институту 11 сентября 1932 года как кафедра общей механической технологии и термической обработки металлов. Первым заведующим кафедрой был инженер М. З. Векслин. В 1938 г. после успешного окончания аспирантуры у известного советского металловеда профессора Н. В. Гевелинга заведывать кафедрой был приглашен А. Д. Облак, который ушел на фронт в 1941 г. С конца 1941 по 1943 гг. заведует кафедрой крупный советский ученый член-корр. АН СССР С. А. Погодин. С 1963 по 1979 гг. кафедру возглавил специалист с большим опытом производственной работы главный металлург авиамоторного завода, заслуженный деятель науки и техники ТАССР, профессор Д. Я. Брагин. С 1980 г. заведующий кафедрой – И. Н. Шканов, воспитанник института, профессор, заслуженный деятель науки и техники РТ, действительный член Академии проблем прочности РФ, руководитель научных направлений комплексных программ Госкомобразования СССР и ряда отраслей промышленности, эксперт Всесоюзной организации КОДАС, членом регионального совета по материаловедению и технологии металлов, членом совета УМО по Материаловедению.
1 декабря 1932 г. – приказ об организации кафедры Теплотехники и назначении А. В. Болгарского заведующим кафедрой с 1944 г. «Заслуженный деятель науки и техники ТАССР».
Болгарский А.В.
В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов основан институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ). Первый директор института – А. Ф. Дрегалин.
Дрегалин А.Ф.
Авиация, транспорт и энергетика всегда занимали в современном, технически развитом обществе особое, важное место.
Институт АНТЭ ведет подготовку дипломированных специалистов по 14 направлениям бакалавриата, двум направлениям специалитета и 12 направлениям магистратуры для аэрокосмической отрасли, для наземного транспорта и энергетики с учетом требований времени. За все годы своего существования факультеты «Летательных аппаратов» (ЛА) и «Двигатели летательных аппаратов» (ДЛА), а в настоящее время ИАНТЭ, обеспечивали высокий уровень в системе отечественного аэрокосмического профессионального образования. Сегодня институт готовит специалистов востребованных во многих отраслях экономики России (двигателестроении, авиастроении автомобилестроении, теплоэнергетики).
Институт АНТЭ гордится своими выпускниками – учеными, внесшими большой вклад в развитие отечественной науки и техники. Среди них:
М. П. Симонов (1929-2011) – Герой России, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РФ, Генеральный конструктор ОКБ им. П.О. Сухого (1983-2011) Доктор технических наук, профессор Московского авиационного института, действительный член Международной и Российской инженерных академий, Российской академии авиации и воздухоплавания. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Выпускник 1954 г.
Симонов М.П.
В 1951 году Михаил Петрович Симонов был зачислен в Казанский авиационный институт, на четвертый курс самолетостроительного факультета. С 1954 г. был заведующим лабораторией, ассистентом кафедры конструкций самолетов.
В 1959 г. М. П. Симонов стал инициатором создания ОКБ спортивной авиации при Казанском авиационном институте, где был главным конструктором и одновременно инструктором и летчиком-буксировщиком авиаспортклуба. В ОКБ спортивной авиации под руководством Симонова были созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планеры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19. Симонов не только проектировал планеры, но еще и умудрялся... летать и на спортивных самолетах, и практически на всех планерах, которыми располагал Советский Союз. В 1969 году был переведен в Москву, работал первым заместителем главного конструктора Долгопрудненского КБ автоматики, а с 1970 года – 1-й заместитель главного конструктора Таганрогского авиационного завода и начальник Ухтомского филиала этого завода.
В 1970-1979 гг. работал в ОКБ П. О. Сухого заместителем главного конструктора, главным конструктором. Руководил летными испытаниями и доводкой опытного самолета Т-6, будущего фронтового бомбардировщика Су-24. В начале 1975 года М. П. Симонов был назначен главным конструктором проекта Т-10, будущего истребителя Су-27. В 1976 году в числе других сотрудников КБ за создание Су-24 удостоен Ленинской премии.
В 1979 году из-за конфликта с тогдашним генеральным конструктором ОКБ им. П. О. Сухого Симонова перевели на работу в Министерство авиационной промышленности СССР на должность заместителя министра по науке и новой технике. Он уделил особое внимание созданию авиационных боевых комплексов и, особенно, построению авиационного бортового комплекса оборудования. В 1981 выезжал в Афганистан для оказания технической помощи по эффективному применению штурмовиков Су-25.
В январе 1983 года Михаил Петрович Симонов был назначен Генеральным конструктором ОКБ имени П.О. Сухого (в 1995-1999 одновременно Генеральный директор ОКБ). Под его руководством и при непосредственном участии созданы боевые самолеты различного назначения Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35 и их многочисленные модификации, спортивно-пилотажные самолеты Су-26, Су-29, Су-31, пассажирский самолет С-80, экспериментальный самолет с обратной стреловидностью крыла Су-47 «Беркут», а также другие типы самолетов.
К 1995 году в возглавляемую Симоновым корпорацию входили 32 предприятия, в том числе АО «ОКБ им. Сухого» (Москва) и авиационные заводы Комсомольска-на-Амуре, Иркутска и Новосибирска. В 21 стране мира эксплуатировалось более 2,5 тысяч самолетов марки «Су». ВВС России были укомплектованы этими самолетами на 70%.
25 сентября 1997-го поднялся в небо прототип истребителя пятого поколения С-37 «Беркут» с крылом обратной стреловидности, тогда же прошли испытания легких однодвигательных УБС С-54, истребителя С-55 и палубного С-56.
Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года за большой вклад в разработку новых образцов авиационной техники Симонову Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
Институт имеет высококвалифицированный преподавательский состав: 41 профессор (36 докторов технических наук), 133 доцента (151 кандидат технических наук).
Комплексный план внеучебной воспитательной работы со студентами